Главная : Интересные факты

Недавнее исследование показало, что вода может стимулировать некоторые аспекты умственной деятельности человека.

В ходе эксперимента добровольцы одной группы выполняли тестовые задания на когнитивные функции мозга после того, как выпили три стакана (775 мл) питьевой воды, а другая группа участников перед решением задач ничего не пила. Выяснилось, что утолившие жажду справились с тестами лучше тех, кому вода не досталась.

Согласно опубликованным в журнале «Frontiers in Human Science» результатам, утоление жажды высвобождает дополнительные ресурсы внимания, что приводит к некоторому повышению производительности мозга.

Однако, как оказалось, не всегда вода благотворно влияет на умственную деятельность, в некоторых случаях оказывая прямо противоположное действие, ухудшая результаты мозговой активности. «Вероятно, когда человек пьёт воду, это улучшает показатели выполнения одних задач и затрудняет поиск решения в других, то же самое — если воздержаться от воды», — поясняет одна из исследователей Кэролайн Эдмондс, сотрудник школы психологии при университете Восточного Лондона.

В интервью «LiveScience» Эдмондс рассказала: «Жажда в некоторых случаях повышает умственную активность, так как гормон вазопрессин, отвечающий за чувство жажды, также связан с процессами внимания и возбуждения мыслительной активности».

Проведённые ранее эксперименты доказали, что обезвоживание снижает производительность и работоспособность мозга, а исследования, проведённые на детях, выявили, что потребление воды может улучшить память.

Также недавно учёные обнаружили, что отсутствие воды заметно ухудшает скорость реакции человека: когда добровольцам не давали пить, они реагировали в среднем на 14% медленнее.

Кстати, если надеетесь с помощью воды улучшить работу мозга, не пейте её слишком много: возможна водная интоксикация, когда излишки воды вымывают из крови человека натрий.

Сколь бы заманчивой не казалась идея наделения людей суперинтеллектом, у её противников всегда находятся убедительные аргументы.

Нейробиолог Марк Чангизи и философ Марк Уокер посвятили изучению этого вопроса достаточное количество времени. Учёные заявили, что чрезмерная активность мыслительных процессов чревата для человека дезадаптацией, антиобщественным поведением и даже психозом.

Сейчас, когда все стремятся к бесконечным знаниям и улучшению производительности человеческого мозга, Чангизи и Уокер говорят о другом: при повышении умственных способностей не нужно забывать о развитии таких качеств, как эмпатия, или сочувствие.

По словам Марка Уокера, высокого уровня IQ недостаточно, чтобы многого добиться в жизни. Его коллега Чингизи, в свою очередь, говорит о том, что многие под интеллектом подразумевают решение логических задач или игру в шахматы, хотя мозг выполняет множество других, незаметных нам функций.

Интеллект каждого человека индивидуален — кто-то проявляет математические способности, но при этом совершенно не умеет писать стихи, а другой, например, гениальный писатель, но абсолютно не соображает в физике или химии. Кроме того, есть такие понятия, как мораль, тоже являющиеся неотъемлемой частью человеческого разума.

Уокер уверен, что выборочное развитие умственных способностей не даст никакого положительного результата, но создаст дополнительные сложности в социализации индивидуума — иными словами, приобретённые способности психически неподготовленный человек может использовать в неподобающих целях.

По мнению Марка Уокера, есть один способ избежать девиантного поведения таких «вундеркиндов» — наряду с интеллектуальными качествами воспитывать в «гениях» скромность и самокритичность. Он считает, что человеческий мозг просто не справится с возросшими объёмами информации, что может привести к психическому расстройству.

Чангизи предполагает использовать скрытые ресурсы мозга, например, чтобы лучше ориентироваться в незнакомой местности, в то время как теории Уокера направлены на изучение секрета обретения счастья.

Большинство людей до сих пор уверены — нервные клетки не восстанавливаются, но последние исследования доказывают, что нейроны регенерируются, только не так быстро, как хотелось бы.

Впервые учёные заговорили о воспроизводстве нервных клеток после проведённых шведами в 1998-м году исследований с применением специального вещества-маркера, которым помечались новообразованные клетки. В ходе изысканий было выявлено, что новые нейроны появляются в гиппокампе — отделе мозга, отвечающем за память и обучение. Дальнейшие эксперименты с маркером не проводились, так как выяснилось, что вещество довольно токсично и может способствовать образованию мутаций.

Неожиданное решение проблемы нашли Кирсти Сполдинг и её коллеги по Каролинскому институту (Швеция): в качестве маркера, по которому можно было бы узнать время образования нейрона, она предложила использовать уровень содержания радиоактивного изотопа углерод-14 в клетках. Дело в том, что из-за ядерных испытаний США и СССР в период с 1945-го по 1963-й годы произошёл мощный выброс углерода-14, что отразилось на клеточном составе живых организмов по всей Земле. При делении клеток используется атмосферный углерод, поэтому нейроны, появившиеся в разгар «холодной войны», неминуемо должны нести отпечаток ядерных испытаний. Период распада изотопа составляет тысячи лет, и именно его концентрация позволяет учёным определить, когда появилась та или иная органическая молекула.

Сполдинг и другими исследователями была разработана модель вычисления соотношения между углеродом-14 и «нормальным» углеродом-12, а дальнейшие эксперименты с тканями мозга 55-ти умерших добровольцев (при жизни они подписали соглашение об использовании их мозга после смерти в научных целях) доказали: в гиппокампе рождается около 700 новых нейронов в день, что говорит об обновлении 1,75% клеток мозга каждый год.

В жизни постоянно что-то происходит: нужно все успеть и ничего не забыть. Это бывает трудно, а еще труднее найти время на чтение книг об улучшении памяти, поэтому вот несколько коротких советов от Кевина Даума — колумниста, маркетолога, автора бестселлеров.

1. Создавайте рутину

Мы всегда помним, где взять ключи или солнечные очки, потому что все время кладем их в одно и то же место. Иногда, когда вы «сбиваете программу» и кладете их в другое место, найти их может стоить большого труда. То же самое происходит с важной информацией. Помещайте то, что вам пригодится, в специальную папку e-mail и на рабочем столе, и вы всегда будете знать, где их найти.

2. Нарушайте рутину

Вы каждый день носите ключи в правом кармане? Сломайте систему, положите в левый! С утра, когда вы будете уходить, ваш паттерн поведения немного изменится. Попробуйте пойти на работу новой дорогой или встретиться с друзьями не там, где видитесь пять лет подряд. Это хорошее упражнение для создания новых идей и отличный способ нарушить механический порядок действий.

3. Ешьте больше полезной еды Есть целый набор продуктов, которые действительно улучшают работу мозга — это все, что насыщено витаминами и специальными антиоксидантами. Добавьте в рацион зеленый чай, чернику, лосось, капусту (в том числе цветную и брокколи), горький шоколад, куркуму. Эксперты говорят, что бокал красного вина — тоже очень хорошо для памяти. Можете почитать книгу, посвященную теме еды «для мозга».

4. Спите больше

Хороший сон — это ясная голова и свежесть мыслей. Чем меньше вы спите, тем больше нагружаете свою память, и как итог — начинаете забывать. Чтобы держать мозг в состоянии «полной готовности», организм должен быть отдохнувшим.

5. Развивайте свой интеллект

Мозг будет работать более эффективно, если вы приучите его к постоянной работе: решайте задачи, ребусы, учите языки. В конце концов, «упражняться» можно и на вечеринке — постарайтесь запомнить имена с первого раза.

6. Рисуйте истории

Имена и номера, которые сами по себе запоминаются трудно, еще сложнее запомнить вне контекста. Получили новую информацию? Привяжите ее к чему-нибудь, с чем она ассоциируется в первую очередь. Пусть это будет особенное окружение: фон, детали. Затем определите порядок событий, который воспроизведете в уме, чтобы вспомнить ответ. Предположим, вам нужно запомнить номер 96-32-45. Пусть 9 — это диван, 6 — шест, 3 — трон, 2 — дворника, 4 — черт, 5 — пятка. Рисуйте историю: диван, расположенный на длинном шесте, — это трон для дворника, который напился как черт и чешет свою пятку. Чем смешнее, пошлее и абсурднее история, тем меньше шансов ее забыть.

7. Записывайте

Сегодня проблем с девайсами уже нет: компьютер, планшет, телефон — везде вы можете делать заметки и вести учет. Но по-настоящему донести информацию до мозга может только ручка. Сам факт того, что вы пишете, воспроизводит текст в голове более четко, и проблема его восстановления пропадает.

8. Будьте изобретательными

Составляйте стихи или песни, чтобы фиксировать события в памяти. Это действительно мощные инструменты. Например, есть известная мнемоническая фраза для запоминания числа π — «How I want a drink, alcoholic of course, after the heavy chapters involving quantum mechanics», где количество букв в каждом слове соответствует его цифрам. И на русском: «Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых докладов, наводящих тяжелую депрессию». Но вообще, фразы собственного сочинения всегда запоминаются лучше.

9. Зацикливайтесь на важном

Чтобы перенести факты из кратковременной памяти в долгосрочную (проблема всех студентов), необходимо зафиксировать важное и сосредоточиться на нем, считая до 8 аллигаторов (кроликов, котиков, обезьянок). Согласно науке, этот, как нам кажется, тяжелый процесс требует всего 8 секунд.

10. Занимайтесь спортом

С детства знакомое «в здоровом теле здоровый дух» никто не отменял. Так вы заставите работать мозг вдвое лучше и быстрее. Автор текста придумал 18 идей для новой колонки, совершая 10-километровую пробежку, и все 18 хорошо запомнил.

Везде успевать, все помнить, делать сотню дел одновременно и чтобы при этом «голова не пошла кругом» — под эти требования приходится как-то подстраиваться каждому человеку, живущему в городе, имеющему семью, профессию и планы на будущее.

Мужской и женский мозг справляются с этими задачами по-разному. Многим известны особенности «мужской» и «женской» логики. Исследователи из Кембриджского университета обнаружили, что женщины по сравнению с мужчинами лучше запоминают новую информацию. Это утверждение также верно и для представителей более молодого возраста: школьницы и студентки усваивают новый материал быстрее своих сверстников мужского пола. Однако женская память становится куда менее точной, чем мужская, когда речь заходит о неприятном или эмоционально негативно окрашенном опыте. Что касается мужчин, их память более восприимчива к неприятностям, но вот приятный опыт они запоминают хуже.

Действительно, женщины помнят больше (классическая семейная драма: забыта важная дата — ссора и взаимные обиды), а мужчины фильтруют у себя в голове информацию и раскладывают ее по полочкам — на первостепенную и второстепенную. Кроме того, левое и правое полушария мужского мозга работают попеременно, и потому мужчины лучше концентрируются на одной задаче. И не любят, когда их от нее отвлекают. Женщины же в состоянии смотреть телевизор, разговаривать с подругой и готовить ужин одновременно, так как у них часто задействованы оба полушария.

Было бы прекрасно в нужный момент использовать лучшие данные своего пола, а иногда «невзначай» брать на вооружение преимущества, больше свойственные другому, ведь недаром говорят, что ресурсы головного мозга мы обычно используем не более чем на 10%.

Мозг мужчин обычно «тяжелее» на 100–150 граммов, чем у женщин. Однако, если рассмотреть соотношение массы мозга и массы тела, то у мужчин этот показатель составит 2% , а у женщин — 2,5%, а у новорождённых детей — примерно 8%. Ошибочным является мнение, что чем больше масса мозга, тем «умнее» человек.

Многочисленные исследования показали, что, прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями нет, хотя некоторая корреляция между массой мозга и IQ отмечается.

Вы вряд ли когда-нибудь сможете читать или контролировать мысли других людей, но однажды с помощью компьютерного интерфейса вы сможете контролировать чужое поведение и, возможно, даже общаться с помощью мыслей. Технологии, продемонстрированные в видео, являются первым шагом в этом направлении. Два исследователя из Университета Вашингтона в Сент-Луисе Раджеш Рао и Андреа Стокко использовали такой интерфейс, что позволило Рао некоторое время управлять действиями Стокко.

Ранее подобная технология была использована на крысах, а позднее удалось установить связь между мозгом крысы и человека. Необходимости принимать какие-то наркотики или вживлять в мозг имплантаты нет. К голове Роа был подсоединён электроэнцефалограф, контролирующий электрическую активность мозга через череп, — проще говоря, сигнал посылался на компьютер, затем пересылающий его к Стокко, на которого был надет прибор для транскраниальной магнитной стимуляции, посылающий мощный, но безвредный магнитный сигнал через череп к двигательному центру в мозге. В результате взаимодействия пальцы Стокко дёрнулись.

Это всего лишь маленький шаг, но вместе с тем и отличное доказательство работоспособности концепции: один человек может использовать компьютер для управления движениями другого, и это уже не фантастика, а реальность. Следующим шагом должно стать двустороннее взаимодействие. Технология, в конце концов, будет работать почти незаметно — надевать на голову сложные громоздкие устройства будет совершенно не нужно. Так что не волнуйтесь: защищать себя шапочкой из фольги необязательно. Пока.

Забыли, куда положили ключи? Ваш мозг просто решил, что это неважно

Способность мозга сохранять и воспроизводить информацию несовершенна, но, по всей видимости, этот недостаток не случаен. Новое исследование показывает, что наш мозг намеренно «забывает» незначительные детали — если бы этого не происходило, мы бы, вероятно, сходили с ума.

Люди, обладающие так называемой фотографической памятью (она же — эйдетическая), утверждают, что живут в своего рода аду. Они говорят, что многие посчитали бы это даром, но на самом деле помнить всю свою жизнь до мельчайших подробностей — это сводящий с ума кошмар.

Эйдетическая память у людей встречается редко, и задокументированных случаев очень мало — вероятно, эволюция знает, что делает: мы помним только ту информацию, которая важна. По словам учёных из Университета Базеля в Швейцарии, человеческий мозг должен забывать маловажную информацию, чтобы оставаться эффективным. Если этот процесс нарушается, может возникнуть серьёзное психическое заболевание. Это означает, что мозг работает активно — а не пассивно — чтобы избавиться от лишней информации.

В ходе исследования учёные выявили молекулу, ответственную за процесс забывания — белок мусаси. Эта молекула отвечает за структуры и функции синапсов в мозге там, где информация передаётся от одной нервной клетки к другой, и забывание, или распад памяти, является адаптивным процессом, который регулируется этой молекулой.

Для подтверждения гипотезы нужно провести ещё несколько тестов, в частности, установить, что у людей с фотографической памятью есть дефицит этого белка. Кроме того, надо выяснить, какие именно воспоминания «удаляет» мозг и на основе чего он решает, что конкретное воспоминание — незначительно.

Так или иначе, открытие белка мусаси может привести к созданию лекарств, предназначенных для лечения болезни Альцгеймера.

Источник: http://www.factroom.ru/facts/49806